«Хромать домой» — так написано в инструкции к китайской коробке передач антисанкционного КАМАЗа К5. Трудности перевода! Но КАМАЗ сейчас и впрямь «хромает домой» от европейских комплектующих к отечественным и китайским. Я познакомился с новинками, «переходным» тягачом К5 и самосвалом К3+, в Санкт-Петербурге при помощи дилера ПарнасАвтоКомплекс.
Знаете, как отличить тягачи К5 переходного периода от «досанкционных», прошлых выпусков? По отсутствию над лобовым стеклом противосолнечных козырьков: они были финскими, марки Vepro. Вроде бы мелочь из пластика, но альтернативы ей у нас пока не нашлось…
До того как мир перевернулся, у камазовцев существовало три модельных ряда: К3 (привычные КАМАЗы со старой кабиной и родными двигателями V8 или рядными Cummins), К4 (с кабиной Mercedes Axor и зачастую мерседесовскими же агрегатами) и перспективная серия К5 — с новой мерседесовской кабиной, которую делает сам КАМАЗ, рядным 12-литровым двигателем, созданным при помощи компании Liebherr, коробкой-«роботом» ZF и задним мостом Daimler. А когда на КАМАЗ обрушились санкции и стало ясно, что больше не будет ни немецких компонентов, ни даже финских козырьков, были приняты следующие решения.
Серия К4 с кабинами Mercedes Axor уходит из гаммы
От модельного ряда К4 завод отказывается, хотя и не мгновенно, как ожидалось: в этом году по плану будет произведено 866 таких машин — видимо, уже последних. Серию К5 (план года — 9434 автомобиля) решено перевести на антисанкционные компоненты, а самосвалам К3 дали новое дыхание при помощи рестайлинга и более тяжелых китайских мостов.
При этом двигатели Cummins и механические коробки ZF, которые давно производятся на КАМАЗе, национализировали: поскольку зарубежные партнеры ушли, камазовцы стали делать эти агрегаты самостоятельно. Та же история с кабинами для К5 — металл теперь отечественный, штамповка тоже. Такие кабины и не отличишь от прежних! А сами тягачи?
Переходной
В конце прошлого года тягачи КАМАЗ К5 производились в час по чайной ложке из европейских компонентов, добытых путем параллельного импорта: последние 22 экземпляра были сделаны в нынешнем январе. Однако в то же время шла работа над версией 2.0, не просто антисанкционной, но и улучшенной, — такие тягачи предполагается делать начиная с мая, по тысяче в месяц. При этом КАМАЗ сразу возрождает флагманскую модель с самой высокой кабиной и ровным полом — дорогую и богато экипированную. Но понятно, что импортозамещение происходит не мгновенно, и потому с февраля по май завод выпускал «переходные» экземпляры (их должно быть сделано 1300), где часть компонентов уже локализована, а часть — еще нет.