«Зимняя резина в данном случае не панацея»
Более полусотни автомобилей вечером в воскресенье столкнулись на Рябиновой улице в Москве. По предварительным данным, имел место традиционный трассовый «паровозик», когда одна, даже небольшая сама по себе, авария порождает цепную реакцию. Традиционно такие аварии считались характерными для американских и китайских хайвеев, однако теперь они пришли и к нам.
Крупное ДТП произошло около дома 38, стр. 1, по Рябиновой улице (возле развязки с ведущей на МКАД улицей Генерала Дорохова). Официальный итог аварии: пострадали 52 легковых автомобиля, 1 мотоцикл (прямо скажем, не лучший вариант закрыть сезон) и автобус-маршрутка. Пострадавших людей, правда, немного: жертв нет, пятеро получили травмы.
Причиной столь масштабного происшествия официально названа наледь на проезжей части. Однако, согласимся, наледь как таковая — более или менее стандартная ситуация для Москвы в таких, как сейчас, погодных условиях. Однако в норме это ухудшение дорожной обстановки должно парироваться разными способами. Если происходит такое — значит, какой-то из этих способов перестал действовать.
Первая версия происшедшего, которую выдвинули практически сразу, — многие водители не успели «переобуть» автомобили на зимнюю резину. «Как всегда, водители «тянут резину» и не меняют ее на зимнюю, — отмечает автоэксперт Александр Шумский. — Я уже неделю назад прошел эту процедуру. Говорят, вплоть до конца декабря до 25% автомобилистов так и не меняют резину на зимнюю по разным причинам, поэтому так много аварий в первый месяц зимы».
— Зимняя резина, будь то шипованная или «липучка», в данном случае не панацея, а ее отсутствие не приговор, — пояснил «МК» инструктор по контраварийному вождению Дмитрий Виноградов. — Напомню, что в советские годы практически ни у кого из автомобилистов не было зимних шин, ездили на всесезонной резине. Аварии, разумеется, были, но их было в процентном соотношении не больше, чем сейчас.
По словам эксперта, куда важнее резины водительские рефлексы: их сейчас уже пора «переключать» на зиму.
Аварии такого типа — типичные трассовые ДТП — еще недавно для России были экзотикой, они считались характерными для Китая и США, добавил инструктор. «Хайвей, большие скорости, не очень подготовленные к снегу водители на авто со всесезонной резиной — и вот десятки легко и средне поврежденных авто, — описывает Виноградов. — Подготовка российских водителей считалась лучше, к тому же и трасс у нас намного меньше. Оказалось, мы были оптимистами».
Особенно тяжелыми последствия «трассовых» аварий бывают тогда, когда в них участвуют тяжелые грузовики: фуры и особенно строительная техника. Так, 30 октября на МКАД в районе Теплого Стана перевернулся грузовик с самосвальным полуприцепом: он пытался объехать слева внезапно затормозившую фуру, которая находилась на слишком близкой дистанции. Тяжелый кузов не дал возможности водителю избежать заноса: подобные «фигуры высшего пилотажа» на крупнотоннажниках практически всегда приводят к подобным результатам.
— Не только фурам, но и любым водителям нужно запомнить: контраварийные приемы ничего не решают в плотном потоке, — рассказал Дмитрий Виноградов. — Помимо того, что активные приемы вождения требуют постоянной отработки, тренировки, есть шанс, что, обруливая препятствие вместо торможения, вы окажетесь виновником более крупного ДТП. Поэтому первая рекомендация в данном случае — «тошнить» на низкой скорости, чтобы быть полностью уверенным в машине. И вторая: не отвлекаться ни на что во время вождения.
Еще одной причиной массового ДТП на Рябиновой, как и многих подобных аварий, можно было бы назвать отсутствие противогололедной обработки дороги. Однако в данном случае ненастье — шквалистый ветер со снегом — случилось действительно неожиданно. Как рассказали «МК» сотрудники ГБУ «Жилищник» одного из районов Москвы, угрожающий прогноз погоды на воскресенье довели до сотрудников лишь накануне вечером. Соответственно, времени на подготовку противогололедных мер было мало.
Таким образом, условно виноватых в таких случаях получается сразу много: и те, кто не поменял резину вовремя, и не переучившиеся на зимний режим вождения, и даже не успевшие применить реагент дорожники. А вот ответ на вопрос «что делать» как раз очень даже простой: ехать с повышенной осторожностью. Или, как часто предлагают, воздержаться от вождения в таких условиях вообще.