Без навигатора практически невозможно проехать сложную развязку
Середина мая отмечена резким ростом числа заторов на московских дорогах. Несколько километров между соседними районами на автомобиле люди в рабочее время преодолевают за час и более. Эксперты и общественное мнение указывают на две причины коллапса: частичную блокировку в столице спутниковой навигации, а также дорожные работы на МКАД и Третьем кольце. С чем на деле связано осложнение дорожной обстановки — выяснял «МК».
Водители-профессионалы сравнивают ситуацию нынешнего мая с предновогодними и предсентябрьскими пиками. «В мае такого не видел никогда, — признается таксист Максим Жмуров. — Пока такое на дорогах творится, решил уйти во внеплановый отпуск, взял семью, еду на море». По словам собеседника «МК», во вторник 16 мая из окрестностей метро «Беговая» до Плющихи с пассажирами он добирался около двух часов.
По 10-балльной шкале в основных картографических приложениях уже несколько дней в Москве налицо 7 — 8-балльные пробки. Таксисты прежде всего обвиняют в этом масштабный ремонт дорог, который начался в столице вместе с теплым сезоном. «Раскопан МКАД, раскопана «Трешка», в результате все стоит», — заявил «МК» владелец небольшого таксопарка Равиль М.. По его словам, пассажиры часто жалуются по телефону обратной связи, что водитель не может найти «быструю» дорогу и стоит в пробке. «Объясняю, что это и есть кратчайший маршрут, — говорит собеседник «МК». — А ездить по дворам и какими-то тропами — почти невозможно, потому что навигатор во многих местах путается».
Это — сбои привычных навигационных приложений — оказывается второй фундаментальной причиной заторов. «Ужасно работает, точнее не работает навигатор, — отмечает автоэксперт Александр Шумский. — На окраинах ещё более-менее, но находясь в центре, можно увидеть себя на другой улице или в другой части города».
Причина таких сбоев очевидна: с начала мая полеты любых гражданских дронов над городом запрещены. А чтобы обеспечить этот запрет, в центре города и других особенно важных и режимных местах навигационный сигнал спутников, предназначенный для гражданского применения, искажается специальной аппаратурой. Результат — сбой почти всех «цивильных» навигационных приложений (и значительные сложности в работе в таких зонах всех современных сервисов, от каршеринга до доставки).
— Может, люди без навигаторов так разучились ездить, что стали больше пробки? — предполагает Шумский. Опрошенные «МК» водители и специалисты рассказали сразу о трех факторах, при помощи которых сбои либо отключение навигации может повлиять на дорожное движение.
— Во-первых, новое поколение водителей действительно разучилось ездить без навигатора, — говорит Алексей Лопанский, инструктор по вождению с 30-летним стажем. — И у таксистов, и у частников всегда перед глазами экран, там и подсказки, куда поворачивать, и камеры, и все на свете. Поэтому теперь уже периферийное зрение — на дорогу, а в основном смотрят именно на экран. Я курсантам не разрешаю гаджеты, но это бесполезно — конечно, они первым делом телефон ставят на панель и так едут, как только оказываются за рулем.
— Конечно, первые 10 лет своего водительского стажа я проездил без всяких навигаторов, просто потому что их не было, — рассказал «МК» Артемий, водитель со стажем с 2001 года. — Но в последние годы вожу только с навигатором: в нем есть все актуальные перекрытия, а также предупреждение о камерах, без этих подсказок я бы разорился на штрафах. Нет, ездить везде 60 км/ч не могу — иначе никуда не успею!
— Мне актуальнее всего информация о пробках, поскольку стоять в них я ненавижу, лучше дольше ехать, чем короче стоять, — говорит Анна, за рулем с 2006 года. — Кроме того, привыкла к тому, что навигатор подсказывает кратчайшую дорогу с учетом пробок — правда, в последние годы он все чаще обманывает.
Вторым фактором оказалось то, что GPS-навигация служила для многих «контрольным спидометром», отображавшим точную скорость движения. Сейчас в центре и ряде других районов Москвы этот способ контроля скоростного режима не работает — в результате люди, опасаясь штрафов, едут медленнее, «по спидометру», занижающему показания примерно на 10 км/ч.
Наконец, третий фактор — в том, что навигация по гаджету стала чуть ли не единственным реальным способом корректно с точки зрения ПДД проезжать незнакомые повороты и развязки. «То, что сейчас происходит со спутниковой навигацией в Москве, обнажило большую проблему: за минувшее десятилетие водителей в столице приучили быть придатком к навигатору, — утверждает источник «МК» в столичном главке ГИБДД. — Еще в 2000-е годы при организации дорожного движения по развязкам закладывалось требование «читаемости с листа»: важно было, чтобы водитель мог проехать незнакомую развязку правильно с первого раза, пользуясь указателями. Это была целая наука: рассчитывались точки принятия решения, исходя из их расположения устанавливались указатели. Сейчас все стало практически «нечитаемым»: виной сложные развязки, а главное, небольшие разрывы для перестроения из-за выделенных полос общественного транспорта».
По словам собеседника «МК», требование о «читаемости» просто де-факто отменили за невыполнимостью: и водители, и принимающие инстанции рассчитывают на езду по навигатору. Что бывает в случае его сбоев — видно на дорогах прямо сейчас. Возможен ли откат к стандартам «читаемости» трассы вручную, если нам предстоят еще несколько лет без корректной навигации? Хотелось бы верить, но — в ряде случаев (например, новые развязки) это уже , кажется, технически невозможно…