Michelin и Nokian Tyres объявили об уходе из России, но российские заводы Pirelli и Continental продолжают работу. Я съездил на предприятие Континентал Калуга и узнал, как обстоят дела у шинников с импортозамещением. Оказалось, неплохо.
Завод немецкой компании Continental проектной мощностью 4 млн шин в год был открыт в Калуге в 2013 году за немалые 240 млн евро. В прошлом, пандемийном году здесь произвели более трех миллионов покрышек Continental, Gislaved и Matador, причем около половины этого объема былo отправленo на экспорт. В этом году завод пару раз останавливался на две-три недели из-за перебоев с поставками материалов, но сейчас стабильно работает с 50-процентной загрузкой и отлаженной по-новому схемой поставок материалов. То, что закупали и сейчас закупают в Юго-Восточной Азии (прежде всего натуральный каучук), теперь приходится ждать намного дольше — до двух месяцев, а то и больше. Но практически все заменители европейской «химии» сейчас закупают в России. Синтетические каучуки, масла, мел… Да-да, в производстве шин используется карбонат кальция.
В этом году в заводской программе выпуска шипованных моделей 43% занимают шины Gislaved, 42% — Matador и только 15% — Continental
Запасов сырья достаточно: стеллажи склада заполнены бесконечными коробками с металлокордом, мешками с белым порошком (не подумайте ничего дурного), рулонами текстильного корда. С оборудованием тоже пока проблем не возникает. Сборочные станки и экструдеры, понятно, импортные, но на заводе есть цех оснастки, где налажено производство комплектующих. Был найден и российский партнер, который занимается ремонтом пресс-форм. А в конце прошлого года на завод закупили пятиосевой фрезерный станок для изготовления планок экструдеров, которые формируют профиль протекторной ленты. Причем все это оборудование обслуживают исключительно местные специалисты — экспатов на заводе давно нет даже в руководящем звене. Директор — бывший начальник производства Анатолий Антипов.