Вы не поверите, но этот космический автобус с его светодиодными «глазами», необычной компоновкой, низким полом и коробкой-«автоматом» — родной брат привычных пазиков! На Павловском автобусном заводе начался выпуск новейшей модели Citymax 9, — и я стал первым журналистом, который ее водил.
Низкопольный ПАЗ — оксюморон, сочетание противоречащих друг другу понятий? Да нет: в середине нулевых у завода уже была пара моделей с низким уровнем пола. Первую, похожую на уменьшенный ЛиАЗ, начали делать в 2004 году по заказу Мосгортранса, потом поставляли и в другие города: большинство тех машин уже давно списано. Другая низкопольная модель — экзотическая трехосная (!) маршрутка образца 2005-го на базе фольксвагеновского Транспортера, построенная лишь в трех экземплярах. О тех моделях я даже и забыл: вспомнил, только когда увидел их фотографии в пазовском музее.
Но автобус, о котором пойдет речь, — гораздо больше, чем очередная модель завода: это первенец унифицированной гаммы Группы ГАЗ, которую назвали Citymax. У этих автобусов, несмотря на разницу в облике и габаритах, будут единое поперечное сечение кузовов, элементы отделки, светотехника, сиденья, зеркала… Большой Citymax 12 (число означает длину в метрах) станут делать на ЛиАЗе, а ПАЗ занялся выпуском модели Citymax 9. Она создана с чистого листа, и делать ее будут в отдельном корпусе — там, где когда-то собирали бразильские автобусики Marcopolo Real в рамках совместного предприятия.
Компоновкой «низкий пол, дверь позади передней оси» славятся британские Optare (фото: wikipedia.org)
Причем перед нами не опытный образец, а уже вполне серийный, под номером 0019. Marcopolo — он, конечно, был Real, а вот Citymax 9 — прямо-таки нереал! Особенно с его компоновкой «низкий пол, передняя дверь позади колеса», которой в Европе среди аналогов могут похвастаться разве что британские Optare. Она дает отличную маневренность (радиус разворота — 8,8 м), но в первую очередь рекордную площадь пола для среднего класса, 10 м2, которая сравнима с полноразмерными, 12-метровыми машинами.