Принципиальная электросхема системы запуска Джили Эмгранд. На схеме показаны только провода, участвующие в пуске стартера двигателя. Питание на замок зажигания поступает через несколько предохранителей по белому проводу (W). По черно-красному идет питание для системы зажигания и аксессуаров.
При повороте ключа в положение СТАРТ, плюс с замка зажигания поступает на обмотку реле стартера. Масса на эту обмотку подается с блока управления двигателем, причем только в том случае, если получена команда от блока иммобилайзера.
Принцип работы стартера
Принцип работы стартера: стартер — это понижающий мотор-редуктор постоянного тока. Статор представляет собой постоянный магнит с катушками возбуждения, а ротор — обмотки, размещенные на якоре. Магнитное поле катушек возбуждает обмотки ротора. Сердечник тягового реле расположен внутри корпуса для защиты от пыли, льда и водяных брызг. Когда выключатель замкнут, обмотка тягового реле генерирует магнитное поле, заставляя сердечник и вилку перемещаться, и вводит шестерню привода в зацепление с зубчатым венцом маховика.
Когда главные контакты тягового реле замыкаются, аккумуляторная батарея подключается к цепи стартера. Якорь вращается и через планетарный редуктор увеличивает крутящий момент, необходимый для прокручивания коленчатого вала. Крутящий момент стартера посредством шестерни привода передается на маховик, что приводит к вращению коленчатого вала.
При запуске двигателя обгонная муфта предотвращает чрезмерное повышение оборотов якоря, которые могут повредить стартер, а возвратная пружина выводит шестерню привода из зацепления. Для недопущения слишком высоких оборотов, способных повредить стартер, следует немедленно отпускать выключатель зажигания после запуска двигателя.