Во время работы мотора при сгорании топливно-воздушной смеси образуется тепло, которое передается через стенки цилиндров.
Без охлаждения двигатель очень быстро перегреется, что может привести к заклиниванию и поломке его узлов. Поэтому конструкция двигателя предусматривает его охлаждение.
Внутри блока цилиндров имеются специальные каналы для охлаждающей жидкости. В современных автомобилях используется антифриз. При протекании жидкости через каналы она принимает часть тепла на себя и отдает его в окружающую среду в радиаторе охлаждения.
Система поддерживает температуру двигателя в определенном диапазоне, чтобы двигатель мог эффективно работать. Для ускорения прогрева холодного мотора устройство системы охлаждения предусматривает термостат.
Конструктивно система состоит из радиатора, расширительного бачка, вентилятора, термостата с корпусом, насоса системы охлаждения и приводного ремня насоса.
Принцип работы и устройство системы охлаждения
Нормальная рабочая температура двигателя составляет примерно 95 градусов, в этом диапазоне состояние всех работающих деталей будет практически идеальным.
Если же мотор долго не может прогреться то усиливается износ деталей. При низкой температуре сгорание смеси будет неравномерным, с повышенным образованием нагара.
Для того чтобы двигатель мог достичь рабочей температуры за короткое время устройство системы охлаждения предусматривает наличие термостата и двух контуров охлаждения.
Термостат позволяет жидкости циркулировать по малому кругу (жидкость циркулирует только в блоке цилиндров) что и обеспечивает быстрое повышение температуры.
Малый круг это водяная рушка блока цилиндров, узел дроссельной заслонки и головка блока цилиндров.
Когда температура термостата достигнет 82 градусов охлаждающая жидкость начинает движение по большому кругу, протекая через радиатор охлаждения.
1- Вентилятор, 2- Радиатор, 3- Термостат, 4- Насос, 5- Расширительный бачок
Даже при неработающем двигателе вентилятор системы охлаждения может включиться и причинить травму. Следует избегать попадания рук, инструментов и одежды в зону вентилятора системы охлаждения.
Пока в системе охлаждения поддерживается давление, температура жидкости может быть значительно выше температуры кипения воды, даже если жидкость в радиаторе не кипит. Если открыть крышку радиатора при горячем двигателе и высоком давлении в системе охлаждения, находящаяся под давлением охлаждающая жидкость немедленно закипит и выплеснется на двигатель, крылья и человека, открывшего крышку радиатора.