Ручник – обязательный механизм для всех без исключения транспортных средств, езда и несправным ручным тормозом категорически запрещена. Со времени своего появления и до сегодняшний дней тормоз претерпел существенные изменения по конструктивным особенностям и принципу действия, но полностью сохранил свои главные назначения:
- Удерживать автомобиль во время длительной стоянки. Некоторые водители пробуют вместо ручника использовать коробку передач – включают первую передачу и уверены, что их автомобиль никуда не денется. Таким способом они пытаются убить двух зайцев: минимизировать износ отдельных узлов и обмануть свою лень. Это категорически неправильные действия. Во-первых, устройство ручного тормоза современных автомобилей отличается повышенными характеристиками надежности и износостойкости, частота пользования почти не влияет на износ. Во-вторых, по различным причинам передача может самопроизвольно выключиться, а где окажется после этого автомобиль зависит только от удачи горе-водителя. В-третьих, не во всех автомобилях даже теоретически возможны такие действия.
- Служить страховым средством торможения во время аварийного отказа основных. К сожалению, такие случаи бывают нередко, ручной тормоз позволяет спасать не только автомобиль, а и его владельцев. Не один водитель со стажем может рассказать подобные истории.
- Служить дополнительным средством управления автомобилем во время экстремального движения. Гонщики при помощи ручных тормозов способны проходить самые сложные виражи на больших скоростях.
Из чего состоит ручной тормоз
Как и любой тормоз, ручник имеет систему механического или электрического привода тормозных механизмов. Регулировка ручного тормоза производится по рекомендациям производителей автомобиля и в зависимости от модели может выполняться самостоятельно или такие работы производят специализированные станции технического обслуживания.
В большинстве случаев ручник имеет механическую систему привода, состоящую из тросиков или тяг, фиксация в рабочем положении производится храповым механизмом, привод ручной, расположение у руля или около рычага переключения скоростей. На панели приборов имеется контрольная лампочка, указывающая на включение/выключение ручника.
Наиболее часто используется схема привода с тремя стальными особо прочными тросами. Один трос центральный, связывает между собой два дополнительных. Задние тросы соединяются с установленными на автомобиле тормозными системами, есть выравниватель – тормозные колодки обеих колес прижимаются с одинаковыми усилиями. Непосредственное соединение тросов между собой выполняется наконечниками, такая схема привода тормоза обеспечивает надежность и минимизирует количество отказов. Главное правило механики – чем меньше любой агрегат имеет составляющих элементов, тем меньше вероятность, что какой-нибудь из них выйдет из строя. Другими словами – чем проще устройство ручного тормоза, тем меньше вероятность его поломки.
Важное замечание – ручной тормоз чаще выходит из строя потому, что им не пользуются, а не из-за частого применения. Это нужно помнить и всегда фиксировать автомобиль во время стоянки ручником. Непосредственная регулировка и проверка ручного тормоза должна производиться в случае понижения эффективности действия или увеличения свободного хода рычага сверх регламентируемых значений.
Автомобили с дисковыми тормозами могут иметь кулачковый, винтовой или барабанный ручник. Винтовой применяется в дисковых тормозах, имеющих один поршень привода, кулачковый имеет более широкое применение. Тормозной механизм с отдельным барабаном – наиболее сложный ручник.