Натуральные компенсации в 2022-м упали до нуля
К концу 2022 года в России, кажется, закончилась история ОСАГО в натуральной форме — теперь вместо ремонта пострадавшим практически во всех случаях выплачивают только деньги. Хорошо, если у пострадавшего, в свою очередь, есть каско — но такая страховка есть у меньшинства российских автомобилистов. Что будет дальше с самым массовым в стране видом страхования, выяснил «МК».
Статистика Российского союза автостраховщиков (РСА) за 2022 год говорит буквально о катастрофе в этом секторе рынка: если в первые месяцы прошлого года компенсацию по ОСАГО в натуральной форме пострадавшие получали в 9–11% случаев, то к декабрю этот показатель упал вообще до нуля.
Заметим, что и год назад было негусто: еще тогда страховщики жаловались на трудности с ремонтом из-за длительного ожидания запчастей и их высокой стоимости. Сейчас резоны у РСА и отдельных страховых компаний те же самые — и логистические проблемы, и связанные с ними напрямую высокие цены не просто сохранились, но и многократно обострились.
В итоге в 100% случаев в декабре 2022 года, по данным РСА, пострадавшим по ОСАГО была выплачена денежная компенсация — исходя из формируемых ежеквартально прейскурантов. Тем, кто все-таки настаивает на ремонте в натуральной форме, предлагается на выбор либо увеличение сроков ремонта (до 60–72 суток), либо использование для восстановления автомобиля б/у компонентов.
— Шансов на ремонт по ОСАГО, если у вас автомобиль европейской марки, практически нет, — обрисовали корреспонденту «МК» ситуацию в крупном дилерском центре, до прошлого года специализировавшемся на автомобилях немецких производителей. — Оригинальных запчастей для обслуживания по гарантии нет в наличии, сроки поставки около двух месяцев. Со страховой компанией мы не будем сейчас даже заключать договор, потому что в рамках ОСАГО — то есть за 30 суток — никто ничего сделать не сможет. Они тоже к нам по этому поводу не направят, по той же самой причине. Потому что и нам, и им не хочется попадать на штрафы.
Самые упрямые из пострадавших — те, кто исповедует позицию «вы мне обязаны компенсировать и крутитесь как знаете», — могут жаловаться в надзорные органы или судиться. В Центробанк таких жалоб за 2022 год поступило около 1300, причем большинство — в феврале–апреле. Потом, похоже, недовольные клиенты смирились: времена такие, надо брать, что дают (деньги или ремонт с применением б/у запчастей или увеличенные сроки).
— Я приняла такое предложение, подписала дополнительное соглашение со страховой о том, что не имею претензий по срокам ремонта, — рассказала Наталья Ефремова, владелица пострадавшего в мелком ДТП немецкого кроссовера, которому требовалась замена бампера. — Менеджеры очень настойчиво предлагали взять деньгами, но я обслуживаю машину у дилера, покупать запчасти на «разборках» не умею, поэтому мне пришлось бы доплатить еще порядка 50 тысяч рублей, мы с мастером это рассчитали. Поэтому самым выгодным вариантом для меня было подождать, что я и сделала. Машину в итоге сделали через два с половиной месяца, но меня это устроило.
Как и год назад, только более настойчиво, РСА предлагает узаконить эту практику, сейчас существующую «по соглашению сторон», — увеличить максимальный срок ремонта с нынешних 30 до 60 суток и разрешить производить ремонт запчастями б/у в тех случаях, когда это допустимо по соображениям безопасности отремонтированного автомобиля. Но эта инициатива и в начале, и в конце 2022 года отвергалась Центробанком, регулирующим в стране тарифную политику и наполнение ОСАГО. Кстати, цифры Центробанка немного другие: в 2021 году в среднем 9% компенсаций по ОСАГО было в натуральной форме, а в 2022 году этот показатель снизился до 5%.
— На самом деле и раньше по ОСАГО ремонтировались (а не получали деньги) только владельцы свежих автомобилей, которые обслуживаются у дилера и воспринимаются владельцами как бытовая техника, — рассказал «МК» специалист по подбору и обслуживанию подержанных машин Алексей Островский. — Потому что для подержанных машин смету, которую давали официалы, страховая компания никогда не утверждала — начинались придирки по оформлению ДТП, европротокол редко принимался. Значит, уже сразу минус большинство автомобилей из регионов, где основная масса ездит на подержанных. И минус все машины для фанатов, типа праворулек, старых «американцев» и «японцев», все ретро.
Позиция регулятора проста: увеличение сроков ремонта нарушает права пострадавших в ДТП (поскольку автомобили будут ремонтироваться дольше и в ряде случаев ими будет невозможно пользоваться в этот период). А б/у детали не в некоторых случаях, а чаще всего будут негативно влиять на безопасность дорожного движения.
— Конечно, есть разница между компонентами тормозной системы и бампером: брать с разборки тормоза сверхрискованно, рулевую рейку — допустимо с большими оговорками, а бампер или стекло вполне можно, — говорит Островский. — Есть ощущение, что Центробанку просто не хочется составлять подробные списки деталей и ежегодно их обновлять.
Если страховщики так и не смогут выбить для себя такие послабления у ЦБ, то спасти ситуацию (как утверждают опять же в РСА) может лишь оздоровление ситуации на рынке запчастей. А такое может случиться лишь в случае снятия санкций или появления какого-то очень «толстого» и при этом дешевого канала альтернативной поставки запчастей.
Настолько дешевого, что в России опять будет выгодно держать соответствующие склады, а доставка из других мировых регионов будет занимать несколько дней. Эксперты как в страховой отрасли, так и в сервисных центрах ожидают таких позитивных новостей не раньше чем через год–полтора.