Содержание
Распространенная причина, по которой машина не заводится, — неисправность в системе зажигания. В таком случае понадобится ремонт стартера. Функция прибора состоит в том, что в момент включения машины стартер крутит за счет электроэнергии, поступающей от аккумулятора, и свой вращающий момент он передает мотору. Далее ДВС работает автономно. Если не запускается двигатель, стартер не работает. Для того чтобы сделать ремонт стартера своими руками, потребуется осмотр всех составляющих системы зажигания.
Проверка проводов и реле
Так как стартер крутит под действием электричества, то в первую очередь надо осмотреть провода. По ним он получает электроэнергию от аккумулятора. АКБ запускается после включения замка зажигания, с которым она тоже соединена проводами через реле. В случае повреждения одного из этих кабелей вся система не работает и не заводится двигатель.
Тогда подлежит замене неисправный провод.
После устранения неполадки электроэнергия поступает ко всем деталям системы зажигания, что возобновляет ее нормальное функционирование, и стартер крутит.
Если с проводами все в порядке, то ремонт стартера автомобиля переходит к следующему этапу — проверке реле. После несложной разборки надо обследовать контакты на болтах. При больших подгораниях болты необходимо поменять или ликвидировать окалину. Для лучшей диагностики можно поставить другой стартер, чтобы быть уверенным в исправности реле и проводов.
Ремонт стартера
Рассмотрим, как проходит ремонт стартера по этапам.
Снятие, диагностика и разборка
Перед тем как отремонтировать стартер, его надо снять. Расположение и крепление прибора зависит от модели машины. Но в любом случае для этого лучше, чтобы автомобиль был на смотровой яме. Вам понадобится отсоединить от АКБ провод, идущий на массу автомобиля. Далее следует снять все провода стартера. Затем двигатель освобождается от защиты. Осталось открутить несколько крепежных болтов, с помощью которых стартер крепится к ДВС.
На этом этапе прибор можно еще раз подвергнуть проверке, подсоединив к его клеммам аккумуляторную батарею. Во время соединения контактного болта реле с положительным проводом реле должно включиться, выдвинув бендикс. Если оно не сработало и бендикс остался неподвижным, то причиной поломки является реле. Тогда оно подлежит замене. Далее требуется соединить провода, идущие за реле, и ожидать работы стартера.
Если стартер и в данной ситуации не крутит, тогда неисправность кроется в щетках или сгорела обмотка, хотя последнее маловероятно.
Теперь надо разобрать стартер. Начинаем с откручивания двух болтов. Затем снимается корпус с щетками и якорем.
Проверка редуктора и втулок
Причиной того, что не заводится машина и стартер не крутит, может выступать неисправность редуктора. Для его осмотра надо предварительно снять защитную крышку. При отсутствии повреждений смазываем шестерни и закрываем.
Теперь переходим к проверке электрических деталей, щеток и якоря. Если они неисправны, то машина не сможет завестись. Запчасти расположены под корпусом. Чтобы извлечь их оттуда, достаточно надавить на ось. Она там удерживается с помощью магнитного поля, поэтому при надавливании выйдет наружу. Далее отверткой откручиваются два винтика и снимается крышка, под которой находятся стопорное кольцо и шайбы. Когда все открутили и сняли, можно переходить к задней крышке.
Под ней расположена задняя втулка — слабое место стартеров. В процессе работы она подвергается стачиванию, что приводит к перекосу оси. В такой ситуации тяжело прокручивается двигатель или совсем не крутит стартер. В связи с этим замена всех втулок — неотъемлемая часть технического обслуживания и ремонта стартера. Что делать, если на данном этапе причина поломки не обнаружена? Запастись терпением и продолжать поиск неисправности.
Диагностика и замена щеток
Далее следует проверить щетки. Частой причиной того, что стартер не крутит, служит стирание щеток. Отвалившиеся щетки тоже приводят к неисправностям. При их повреждении требуется замена. Изготовление этих деталей — процесс трудный, поэтому в том случае, когда осуществляется ремонт стартера своими руками, лучше воспользоваться новым блоком щеток. Удобнее будет устанавливать те, корпус которых пластмассовый. В середине блока расположена пластмассовая втулка, которая удерживает щетки сжатыми. Ее нельзя доставать, иначе потом будет трудно надеть блок на якорь. Перед установкой зачищаем места контактов отрицательных щеток.
Далее нужно отсоединить фиксаторы пружин, достать последние и заправить щетки внутрь щеткодержателей. Устанавливать якорь в корпус необходимо осторожно, заведя при этом пальцы внутрь и придерживая ими деталь.
Пришла очередь установить пружины и зафиксировать их с помощью держателя.
Далее помещается передняя опора якоря вместе с болтами для крепления стартера. Теперь требуется соединить две его части. Для этого надо слегка вращать бендикс для совмещения шестерен редуктора со шлицами якоря. Осторожно подтягиваем болты. Затем следует подключение шунта с болтом.
Проверка ротора и бендикса
Настал черед осмотреть ротор. Благодаря его работе стартер крутит. Повреждения ротора часто являются следствием неисправности щеток. В таком случае необходимо прочистить пазы от грязи, используя пилку по металлу или плоскую тонкую отвертку. С помощью мелкой наждачки зачищаем и выравниваем поверхность, прилегающую к щеткам.
Далее идет проверка бендикса. Чтобы получить к нему доступ, понадобится снять упорную шайбу. Для этого кладем на нее пассатижи и легонько ударяем по ним молотком. Таким способом шайба сбивается с кольца.
Стопорное кольцо, расположенное на валу, снимается отверткой.
Для выявления неполадок бендикса понадобится зажать тисками его звездочку, используя только мягкий металл, чтобы не повредить ее. Далее, вращая муфту, проверяется работа бендикса: поворот кольца должен происходить лишь в одном направлении. Что делать, если кольцо поворачивается не только в одну сторону? Его следует заменить. Для этого надо убрать грязь на валу и смазать его машинным маслом. Затем надеваются:
- новый бендикс;
- опорная шайба;
- стопорное кольцо.
Зажимаем пассатижами сначала кольцо, потом — шайбу, при этом упираемся в бендикс и застегиваем ее на кольцо.
Теперь идет установка бендикса и корпуса редуктора в оболочку стартера, при этом кладем в него шестерни. Теперь прибор можно собирать. Обязательно надо смазать редуктор и втулки. Процесс сбора такой же, как и разборка, но в обратном порядке.
Для того чтобы в самый неподходящий момент не обнаружилось, что на вашей машине не работает стартер, необходимо вовремя проводить техническое обслуживание и осмотр системы зажигания. Это будет являться не только залогом того, что стартер крутит без сбоев при каждом включении, но и уменьшит расход топлива.