Что такое автопилот самолета знают все, а что такое система круиз контроля автомобиля некоторым до сих пор незнакомо. Это очень странно, ведь водителей намного больше, чем пилотов.
Благодаря круиз контролю автомобиль автоматически поддерживает выбранную водителем скорость и при этом одновременно повышается безопасность езды. Поездки не такие утомительные, водитель имеет возможность расслабиться и убрать ноги с педалей.
Система большее распространение получила в Америки и Австралии, там довольно длинные расстояния между населенными пунктами, дороги ровные и широкие.
Кроме контроля за скоростью движения автомобиля, автоматика самостоятельно ускоряет или замедляет его движение согласно заданным показателям, следит за безопасным расстоянием между транспортными средствами.
Система может монтироваться на механических коробках передач и автоматах, на грузовых и легковых автомобилях.
Серийно начали устанавливаться в 70-х годах минувшего столетия, в нашей стране система появилась относительно недавно. Под капотом автомобиля установлен сервомотор, при помощи тросиков или тяг его рычаги связаны с секторами карбюратора или топливного насоса высокого давления.
Управление круиз контролем выполняется без участия водителя, он может только включать/выключать автоматику или изменять параметры движения транспортного средства.
Управление круиз контролем
На автомобиле устанавливаются датчик контроля скорости движения, датчик расстояний и электронный блок управления. Сигналы с датчиков поступают в электронный блок, а из него в сервомотор. Управление круиз контролем выполняется из кабины с помощью специальных кнопок на панели.
Нажатие кнопки увеличивает или уменьшает скорость движения, нажатие на педаль газа переводит автомобиль в ручное управление.
Как только снижается скорость движения (к примеру, во время подъема), датчики скорости подают сигнал на блок управления, а оттуда поступает команда на сервомотор.
Мини двигатели приводят в движение рычаги, а те, в свою очередь, увеличивают/уменьшают количество подаваемого топлива в камеры сгорания двигателя.
Скорость поднялась до заданного уровня – электронный блок останавливает увеличение подачи топлива.
Управление клапаном дросселя может производиться гибкими тросиками, присоединенными к подвижному шарниру. Такое инженерное решение дает возможность водителю пользоваться педалью акселератора даже во время работы системы. Это значительно повышает комфортность езды, дает возможность водителю быстро принимать самостоятельные решения с учетом изменившейся ситуации на дороге.
Более совершенные модели систем выполняют адаптивный контроль. Учитывается не только скорость движения автомобиля, но и расстояние до впереди едущего транспорта или иной преграды. Это расстояние постоянно выдерживается в безопасных параметрах. Для слежения спереди автомобиля установлен радар, определяющий расстояние до препятствия.
Сигнал от него попадает в электронный блок управления, обрабатывается компьютерной программой и анализируется. Это более сложная и удобная система круиз контроля, имеет различные виды и дополнительные функции, конкретные возможности зависят от модели и производителя.
Оптимальная дистанция также подбирается самостоятельно и зависит от скорости движения автомобиля, дальность действия радара достигает 150 метров, максимальная крейсерская скорость движении до 180 км/ч.
Для удобства водителей во время изменения режимов движения могут подаваться световые или звуковые предупредительные сигналы.