Смертельней, чем COVID-19: проблему автовыхлопов нужно решать

Смертельней, чем COVID-19: проблему автовыхлопов нужно решать

Вот уже третий год человечество борется с COVID-19. Мы привыкли носить маски, соблюдать социальную дистанцию и тщательно мыть руки. Миллиарды долларов тратятся на исследования, производство лекарств, установку санитайзеров. И это понятно, ведь в 2021 году коронавирус, по данным Всемирной организации здравоохранения, унес 3,5 миллиона жизней по всему миру, и нужны чрезвычайные меры, чтобы справиться с пандемией.

А знаете, сколько человек, по данным той же ВОЗ, ежегодно погибает от последствий загрязнения воздуха? Семь миллионов. То есть в два раза больше, чем от пандемии ковида. При этом борьба за чистый воздух остается на втором-третьем плане, как то, до чего у человечества пока не дошли руки. А между тем, каждый год микроскопические частицы в воздухе убивают людей больше, чем вирус COVID-19.

Несмотря на эту ужасающую статистику, решение проблемы лежит буквально на поверхности. Дело в том, что в крупных городах России 80−90% всего объема загрязняющих веществ в воздухе приходится вовсе не на заводы и фабрики, и даже не на теплоэлектростанции, а на выбросы от автотранспорта. Дмитрий Давыдов в своем проекте «20 идей по развитию России» предложил действенный способ, который поможет до 80% снизить объемы вредных выбросов в атмосферу с помощью контроля выхлопов автотранспорта.

Смертельней, чем COVID-19: проблему автовыхлопов нужно решать

Этот вопрос необходимо как можно скорее поднять и решить на государственном уровне, и это вовсе не прихоть экоактивистов. Проблема выхлопных газов каждый месяц промедления в буквальном смысле уносит тысячи человеческих жизней, пусть это и не так заметно, как потери от коронавируса. К сожалению, часто в общественную дискуссию попадают только проблемы, которые вызывают широкий резонанс. А вредные выбросы автомобилей десятки лет убивают нас тихо и незаметно. Именно поэтому так важно обратить внимание на предлагаемый проект на высшем государственном уровне. Проблема не просто назрела, но давно «перезрела», а, главное, что в отличие от многих экологических проблем вопрос имеет действенное решение, эффект от которого будет очевиден вскоре после внедрения.

Незаметный убийца

По данным ООН, частицы вредных веществ в воздухе глубоко проникают в легкие и кровь человека и становятся причиной примерно трети всех смертей от инсульта, хронических респираторных заболеваний и рака легких. Отработавшие газы автомобильного выхлопа содержат опасные для здоровья мелкие твердые частицы, которые подхватываются воздушными массами и создают аэрозольную взвесь, легко проникающую внутрь дыхательной системы человека. Кроме того, выхлопные газы транспорта содержат ряд вредных газов, включая окислы азота и серы озон, угарный газ, пары бензина и прочую гадость.

Смертельней, чем COVID-19: проблему автовыхлопов нужно решать

Приземный озон, например, ведет к астме и хроническим респираторным заболеваниям, да и остальные вещества тянут на целый список болезней. Лечение заболеваний, вызванных загазованностью, оценивают примерно 1 триллион долларов в год. И это только непосредственный вред для здоровья человека, а ведь есть еще и глобальный экологический ущерб — загрязнение воздуха снижает содержание кислорода в океанах, ведет к сокращению биоразнообразия и способствует изменению климата. Нужно ли говорить, что пресловутый парниковый эффект и выбросы СO2, снижением которых так озаботились в цивилизованном мире, тоже во многом вызваны транспортными выхлопами?

Смертельней, чем COVID-19: проблему автовыхлопов нужно решать

Скептики могут возразить, что, мол, ездили на машинах десятки лет, и ничего страшного. Но, во-первых, раньше и машин было гораздо меньше (еще в 70-х доля выхлопов в общем загрязнении городов оценивалась только в 13%). А во-вторых, достаточно посмотреть на статистику по онкологическим и легочным заболеваниям, чтобы понять, что все очень даже страшно.

Смертельней, чем COVID-19: проблему автовыхлопов нужно решать

Что же делать? Радикальные «зеленые» вроде Греты Тунберг и ее последователей предлагают крайние меры, например, настоятельно советуют всем пересесть на велосипеды и вообще отказаться от автомобилей (хотя сами любят рассекать на совсем не экологичных яхтах). Сторонники прогресса ратуют за электрокары, хотя и тут есть подводные камни для экологии вроде сложностей с производством и утилизацией батарей. Но вот что интересно. На самом деле, далеко не все машины с двигателями внутреннего сгорания одинаково вредны.

Смертельней, чем COVID-19: проблему автовыхлопов нужно решать

Как показало исследование, проведенное в Канаде в 2014 году, 25% автомобилей несут ответственность за 100% выбросов монооксида углерода, 100% черного углерода и 77% других взвешенных частиц. Именно поэтому Давыдов призывает особое внимание уделить борьбе с неисправными автомобилями, тем более, что технические средства для этого уже существуют и прекрасно работают в развитых странах.

Смертельней, чем COVID-19: проблему автовыхлопов нужно решать

Лазерный контроль

Сегодня в России за эксплуатацию транспортных средств с превышением нормативов загрязняющих веществ в выбросах предусмотрено предупреждение или наложение административного штрафа в размере всего-то в 500 рублей. Мало того, что и сам штраф не особо значительный, так еще и платят его единицы, потому что используемые на сегодняшний день газоанализаторы обеспечивают только точечную проверку и не позволяют охватывать весь транспортный поток и собирать данные. Проще говоря, 99% грузовиков, автомобилей и автобусов, отравляющих атмосферу, так и продолжают бесконтрольно ездить по улицам, в жилых районах, возле школ и детских садиков.

Смертельней, чем COVID-19: проблему автовыхлопов нужно решать

Как пишет Дмитрий Давыдов, в развитых странах в последние годы идет процесс внедрения новой технологии инфракрасной спектроскопии выхлопных газов от движущихся транспортных средств. Это ноу-хау под названием EDAR (Emission Detection and Reporting) было впервые запущено в коммерческую эксплуатацию в 2014 году в США. C тех пор система была опробована в разных странах, таких как Канада, Германия, Бельгия, Франция, Италия, Великобритания, и доказала свою эффективность. Например, в Бельгии точность обнаружения грузовиков с неисправной системой защиты от вредных выбросов выросла с 10% до 86% после внедрения.

Как же работает этот датчик? По сути, EDAR — это безопасное для глаз инновационное лазерное оборудование, которое просчитывает объем выделяемых из выхлопной трубы газов в режиме реального времени. Оснащенная видеокамерой система получает мультиспектральное изображение выхлопного шлейфа и собирает данные о выбросах транспортным средством различных вредных веществ, таких как CO, CO2, NO, NO2, (NOx), HC и PM.

Смертельней, чем COVID-19: проблему автовыхлопов нужно решать

Точность измерения на многополосной дороге составляет 84%, на однополосной дороге — 95%. Датчик способен работать автономно и непрерывно, без необходимости в калибровке, в любое время суток и в любую погоду, кроме дождя. Помимо температурного спектра выхлопа, камера фиксирует номерной знак, скорость и ускорение, дату и время, и формирует отчет для каждого автомобиля в отдельности.

Смертельней, чем COVID-19: проблему автовыхлопов нужно решать

У нас такие технологии еще не применяются, но оперативно внедрить их не составит особого труда, если такое решение будет принято на государственном уровне.

Простое решение большой проблемы

«Мы предлагаем в России разработать и внедрить аналогичную технологию сканирования транспортного потока на предмет выявления автомобилей, превышающих допустимую норму выброса вредных веществ в атмосферу. За выявленное нарушение, с учетом погрешности прибора, предлагаем автоматически выписывать штраф в соответствии с действующим законодательством. За систематические нарушения предлагаем поднять штраф до 1 000 рублей. Все средства от этих штрафов предлагаем направлять на расширение количества таких автоматизированных пунктов проверки на экологическое соответствие», — пишет Дмитрий Давыдов.

Более того, системы контроля можно устанавливать не только на магистралях, в больших городах и на центральных улицах. Можно предусмотреть и возможность установки их за собственные средства, например, в жилищных или дачных кооперативах, если проживающие там люди не хотят травиться выхлопными газами проезжающих мимо автомобилей.

Смертельней, чем COVID-19: проблему автовыхлопов нужно решать

Благодаря этим несложным техническим мерам в городах России сократится выброс отравляющих веществ и парниковых газов, снизится рост заболеваний, связанных с загрязнением воздуха, а правительство получит эффективный инструмент контроля экологической ситуации. В долгосрочной перспективе это приведет не только к улучшению экологии, но и к увеличению качества и продолжительности жизни россиян.

Кто-то может сказать, что это слишком сложные технологии и вообще, нам такие изыски не нужны. И что штрафов и так много, а тут еще и за выхлопы штрафовать начнут. Но еще недавно и видеокамеры на дорогах казались чем-то фантастическим, а теперь Россия по их количеству занимает одно из ведущих мест в мире. И нужно четко понять, что фиксация излишних выбросов в атмосферу не менее важна, чем фиксация превышения скорости или других нарушений. В конце концов, перефразируя Надю Шевелеву из «Иронии судьбы», «выхлопные газы не так заметны, как нарушения ПДД, но, в конечном счете, они обходятся людям не менее дорого».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: