Сменные диски стали роскошью
В средней полосе России — сезон «переобувки» автомобилей на зимнюю резину. Для работников шиномонтажей горячая страда. В этом году все осложняется дефицитом и дороговизной зимней резины: многие просто не могут ее купить и пока продолжают ездить на летней. Поэтому нет и рекордных очередей. Но поскольку такой же острый дефицит касается дисков, шиномонтажников чаще, чем раньше просят переобуть резину на те же диски. Как удалось выяснить «МК», ценник на шиномонтаж в этом году в среднем вырос в полтора раза.
С прошлого года в московских шиномонтажах изменилось не так много: те же помещения, мастера и оборудование. Массового закрытия в столице в этом году тоже не случилось. И даже прайс-лист поменялся не столь значительно: например, было 1600 рублей за балансировку четырех колес 17 диаметра — стало 1700.
Однако это если сравнивать идентичные наборы услуг. Но они не всегда таковы: например, некоторые удачливые люди, поменявшие в прошлом году машину, не успели купить второй комплект дисков для сезонной резины. И в результате им приходится заказывать не просто «снять-отбалансировать-установить», а еще и «разбортовать-смонтировать».
— Сменила автомобиль год назад, рассчитывала весной купить дополнительный комплект дисков для летней резины, — рассказывает чиновник Наталья Рыжикова. — А ничего не получилось: дисков весной не было, сейчас какие-то есть, но по тем ценам, что я категорически не готова платить: получится две моих месячных зарплаты. Теперь плачу не 1600 рублей, а 2400 — деньги берут еще и за монтаж.
Сотрудники шиномонтажа подтверждают: новых дисков за разумные деньги просто нет, за хорошими б/у колесами идет охота. Причем ценятся как диски, так и покрышки. «Диск, который пару лет назад стоил 5000 рублей, сейчас удачно, если попадется за «десятку», — рассказывает мастер. — Объявления о продаже закрываются в течение часа, а бывает, что и несколько минут хватает, чтобы продать».
Работа по «переобувке» с разбортовкой и монтажом длится дольше, чем в случае с сезонными дисками — примерно полчаса на автомобиль вместо 15-20 минут. Однако рекордных очередей, которые были еще недавно, не видно. Возможно, предполагают сами монтажники, пик замены колес «размазался», поскольку не у всех имеется сезонная резина. Некоторые пока находятся в поисках удачного варианта по объявлениям — они приедут уже «по гололеду».
— Еще есть такая тема, что люди едут переобуваться в область, — рассказал владелец шиномонтажа около метро «Беговая». — Снесли очень много гаражей, народ хранит зимние колеса на даче, там же и переобувает.
Действительно, даже обладатели современных машиномест в подземных и многоэтажных паркингах не могут хранить сезонный комплект резины рядом с машиной: это запрещено правилами, да и стенок у большинства машиномест нет. Остается либо дача, либо платное хранение в крупных шиномонтажах и на специальных складах… Либо, как в советские времена, на балконе или под кроватью, что мало для кого сейчас приемлемо.
Наконец, последняя неприятная новость этого года: требования владельцев к состоянию шин заметно упали. «Два-три года назад обычные московские водители выкидывали резину с еще хорошим протектором, глубиной 2-3 мм, просто потому что на ней появились «возрастные» мелкие поверхностные трещинки, — рассказывает владелец шиномонтажа. — У нас поэтому всегда был резервный фонд приличной, в общем-то, резины, которой мы могли выручить попавших в беду почти бесплатно. Сейчас вся такая резина либо продается, либо дальше эксплуатируется. И с более серьезными проблемами просят продлить шине срок службы: спрашивают, нельзя ли вылечить большую грыжу, боковые порезы… Что-то можно вылечить, с чем-то люди ездят до упора.
Особенно небрежно относятся к колесам водители развозных легковушек, рассказал мастер. Так, среди курьерских микролитражек часто встречаются грыжи на всех колесах (от регулярных прыжков по бордюрам). «Водитель говорит: все знаю, но мне надо до зарплаты доездить», — рассказывает мастер.
Между тем, в следующем году дефицит авторезины должен быть уже не столь острым, предполагают импортеры шин. «Будет много новых марок резины, это китайские, индийские и другие бренды, — рассказали «МК» в крупном дистрибьютере покрышек. — Что-то для премиум-класса пойдет по параллельному импорту. Так или иначе на лысой резине если кто-то и будет ездить, то не из-за дефицита, а ради экономии. Но контролировать техсостояние машин — это уже дело ГИБДД».