Нормальный автомобиль можно купить и за миллион
На фоне взбесившихся цен на новые автомобили в салонах российских дилеров наши автолюбители начали искать варианты, которые не сводятся к одному только параллельному импорту. Многие вспомнили ситуацию двадцатилетней давности, когда было выгодно покупать подержанные праворульные авто в Японии или Владивостоке — и оказалось, что сейчас это тоже очень выигрышно. Какие машины и откуда имеет смысл везти, как к «прулям» сейчас относится ГИБДД и доступны ли запчасти — выяснял «МК».
Приценивающихся к «японским японцам» без пробега по России действительно ждет ностальгическая радость от цен: за миллион рублей можно купить вполне убедительный аппарат. Тогда как у дилеров этот миллион сейчас для машин такого класса — не более чем величина торга «туда-сюда».
Да, машина будет подержанная, но ведь «легендарное японское качество для внутреннего рынка».
— Посмотрела, что есть в салонах, приценилась к авто во Владивостоке «только с корабля» и уже готова купить билет на самолет, — говорит 39-летняя Екатерина, задумавшая в этом году сменить автомобиль. — Все мне говорят, что проще заплатить за автовоз, но я решила перегонять самостоятельно, хочу посмотреть Россию по пути обратно. Дело только за компанией, одна ехать побаиваюсь.
«Не бешеные» цены можно, сразу заметим, найти не только на праворульном рынке. Конкурирующий вариант — выбрать вполне новую автомашину в пока еще братских странах СНГ и привезти по параллельному импорту. Цены как в Москве до ковида. Но японцы для многих — это не только дешево, но и интересно.
Мы выбираем
«Большая выставка мирового автопрома с правым рулём, — оценивает рынок подержанных авто во Владивостоке лидер движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. — Есть приблизительно всё на любой вкус и кошелёк». Кроме того, есть и все возможные дополнительные услуги: постановка на учет, ОСАГО, техобслуживание.
Здесь же свои будущие машины встречают те, кто заказал их из Японии, приобретя на аукционах. Так получается даже несколько дешевле, говорят специалисты по подбору.
— Из дополнительных услуг достаточно полезно будет выбрать постановку на учет и страховку, — рассказывает предприниматель, занимающийся привозом «японцев», Алексей Островский. — Хотя и самостоятельно это сделать можно: никаких запретов на регистрационные действия с праворульными машинами в России по-прежнему нет.
Из Японии сейчас прежде всего интересно везти нишевые автомобили, мало представленные на российском рынке вообще: это, прежде всего, микролитражки («кей-кары») и минивэны всех размеров, говорит Островский. Из остальных автомобилей часто заказывают такие варианты и комплектации, которых у нас на вторичном (как и на первичном) рынке просто нет: например, седаны и кроссоверы с битурбомоторами под и за 300 «лошадей». Правда, на такие машины и налог недетский, но настоящим фанатам он не помеха.
— Формально на все ввозимые авто необходимо устанавливать устройство «ЭРА-Глонасс», но на это обычно смотрят сквозь пальцы, это просто небольшой побор, — рассказывает импортер.
Еще один сегмент авторынка, где праворулька особенно интересна — это электромобили: за миллион или даже меньше можно приобрести вполне свежий Nissan Leaf, который москвичи полюбили покупать за дешевизну в эксплуатации и техобслуживании: не нужно платить за парковку, менять масло в двигателе. Да и электрозаправки в Москве пока еще есть вполне доступные.
— Выбирать, если вы решили смотреть именно во Владивостоке, лучше с профессионалом, — напоминает Островский. — Дело в том, что обычно под продажу, а не под заказ, привозят автомобили с теми или иными дефектами, они намного дешевле.
Запчасти и проблемы
— С запчастями на массовые праворульные модели перебоев нет, — рассказывает Никита Киреев, владелец профильного московского автосервиса. — Да, цены дернулись вверх, а из многочисленных китайских марок запчастей стало сложнее выбирать. Но все проблемы решаемы, если речь не идет об экзотике.
К экзотике относятся кузовные детали на редкие модели и комплектации, а также к топовым конфигурациям моторов и трансмиссий. Например, турбины. Но эти позиции и «в мирное время» доставать было достаточно трудно и долго; при этом каналы доставки у сервисменов, обслуживающих такие авто, сохранились.
— Адаптировать оптику к правостороннему движению не слишком сложно, — рассказывает Киреев. — Для этого в некоторых моделях достаточно повернуть на определенный градус лампочку в фаре. А есть модели, где перенастроить луч для прохождения ТО можно и штатным корректором. Другой вопрос, что ездить так не очень удобно — ну, так после техосмотра можно и вернуть исходное состояние.
Полис ОСАГО на праворульных «японцев» иногда приходится покупать не онлайн, а через агента: многие сайты страховых компаний «не понимают» японский идентификационный номер FRAME (по сути номер кузова), говорит Никита Киреев. Но никаких ограничений здесь нет, страховку на такие автомобили оформлять обязаны так же, как и на леворульные.
— Некоторые еще волнуются по поводу адаптации к российским условиям, — рассказывает мастер. — В Японии есть два вида комплектаций, для южных и северных островов. И если даже южные «японцы» вполне применимы зимой в средней полосе, то северные защищены от мороза очень солидно: полный пакет подогревов, включая предпусковой для дизеля, в минивэнах две или три печки.
Что касается эксплуатации, мнения пользователей расходятся: те, кто к «прулям» привык, утверждают, что в абсолютно всех штатных ситуациях видимости из-за правого руля хватает. Но значительная часть автомобилистов все же их побаивается — или считает «праворульщиков» жадными пижонами, хотящими много автомобиля за небольшие деньги.
Может, оно отчасти и так — но, во-первых, это само по себе не наказуемо. А во-вторых, как говорилось в рекламе одного теперь уходящего из России напитка — имидж ничто.