Будут ли штрафовать за выброшенные в окно окурки
С 11 января в России обновился Кодекс об административных нарушениях. Отныне владельцев легковых автомобилей (с грузовиков отдельный спрос) могут наказывать за выброс мусора на проезжую часть и обочины. Причем штрафы могут выписывать не только инспекторы ДПС, но и камеры фотовидеофиксации. Однако на данный момент ни в одном из регионов России, включая Москву, камеры не умеют выписывать штрафы «за мусор». Когда по этой статье начнут массовое «обилечивание», выяснял «МК».
За выброс мусора в неположенном месте владельцев легковых автомобилей будут штрафовать на 10–15 тысяч рублей, если это физические лица, на 20–30 тысяч, если это индивидуальные предприниматели, и на 30–50 тысяч рублей, если речь идет об автомобилях юрлиц (таксисты, пользователи каршеринга и водители корпоративного парка, будьте особенно осторожны!).
Грузовая машина при этом рассматривается как «отягчающее»: с владельцев-физлиц будут брать 40–50 тысяч рублей, за рецидив уже 60–70 тысяч. А юрлицам с грузовиками за несанкционированную свалку прописали и вовсе драконовские штрафы: 100–120 тысяч за первичное нарушение, 150–200 тысяч за вторичное. И в случае повторного нарушения возможна даже конфискация «орудия преступления», то есть собственно грузовика.
Такие строгости в отношении грузовиков направлены, понятно, не против шоферов, выкидывающих на обочину пепельницу или пакет объедков от фастфуда. Поправки в КоАП — результат длительной кампании по борьбе с несанкционированными свалками, которую ведут во многих субъектах РФ. В том числе и в Москве.
— Незначительные суммы не останавливают дельцов, которые решили заработать на вывозе и сбросе мусора, — пояснил эту федеральную законодательную инициативу председатель комиссии Мосгордумы по государственному строительству и местному самоуправлению Александр Козлов. — За один рейс они могут заработать десятки тысяч рублей. Даже в случае повторных штрафов они вновь отделываются небольшими суммами — от 2 до 3 тыс. руб. Зато на ликвидацию нелегальных свалок из бюджетов поселений тратятся сотни миллионов рублей. Это крайне абсурдная ситуация. Наносится серьезный ущерб экологии, муниципалитетам, которые могли направить эти средства на другие нужды, а правонарушители фактически отделываются копейками.
В частности, по данным Козлова, с начала 2019-го по август 2020 года несанкционированные свалки нагрузили Новую Москву и ее муниципалитеты дополнительными расходами на 345 млн рублей, а штрафы с тех, кого удалось поймать, составили всего 725 тысяч рублей. Поэтому московские парламентарии еще в 2021 году предложили включить в этот пакет поправок возможность выписывать штрафы при помощи камер автофиксации.
Таким образом, нормативная база для тотального контроля за несанкционированным сбросом мусора сейчас наконец готова. Но это не значит, что система готова к работе. Чтобы штрафы начали выносить автоматически, нужно, чтобы в необходимых местах стояли камеры автофиксации, «обученные» видеть это правонарушение. Пока что этого нет даже в Москве.
— Уже два года, если не больше, нам обещают автоматический контроль за полисами ОСАГО, — напомнил «МК» сотрудник управления ГИБДД по Московской области. — На деле его просто нет, и когда будет — неизвестно, в очередной раз обещают, что в 2023 году точно появится. По аналогии можно предположить, что с выбросом мусора будет так же: теоретически штрафы можно выписывать с сегодняшнего дня, на практике пройдет год-другой минимум.
— Автоматическая проверка полисов ОСАГО при помощи камер — операция достаточно простая, но ее реализация упирается в синхронность баз данных ГИБДД и Российского союза автостраховщиков, — поясняет сотрудник компании, разрабатывающей алгоритмы автофиксации правонарушений по заказу московского правительства. — Кроме того, процесс лимитируется скоростью каналов коммуникации и предельным числом одновременных обращений к этой базе данных. Что касается распознавания несанкционированного сброса мусора, задача здесь сложнее: нужно создать алгоритм, который бы безошибочно распознавал именно это действие среди других подобных (например, водитель остановился на обочине в разрешенном месте и отошел в кусты по нужде).
В 2020 году, правда, московские власти рапортовали об успешном решении подобной проблемы: тогда система распознавания лиц «Безопасный город» позволила установить и оштрафовать людей, незаконно выбрасывающих мусор в контейнеры (в частности, нарушением сочли выброс собачьих фекалий не в отдельный контейнер для биологических отходов, а в бак «общего назначения»). Однако, по словам собеседника «МК», тогда это делалось вручную, без автоматического выявления «подозрительного» действия.
Добавим к этому невозможность «перекрыть» камерами все обочины российских (и даже московских) дорог — и мы поймем, что наказывать по этой статье при помощи автоматики будут нескоро. И, скорее всего, адресно: камеры установят в первую очередь там, где «черные мусорщики» повадились устраивать несанкционированные свалки.
— Автомобилистам, которые иногда выбрасывают окурки из окна авто, не стоит беспокоиться (во всяком случае, пока), — подтверждает и лидер движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. — Дело в том, что технические характеристики существующих дорожных камер недостаточны, чтобы надежно определить факт выброса мелкого мусора из автомобиля. А это значит, что пока штрафы за это по почте приходить не будут. Но прогресс не стоит на месте, поэтому задуматься над собственным поведением имеет смысл уже сейчас.