Машины улучшаются, но ощущения «настоящей иномарки» не было и нет
Недавний запуск конвейера автозавода, где теперь под легендарным брендом собирают китайские кроссоверы JAC, подтвердил то, что было очевидно знающим людям и ранее. Чтобы в нынешних условиях возродить российский автопром, нам придется пользоваться китайскими наработками. Это уже достаточно сложившаяся инженерная и технологическая школа. О ее достоинствах и недостатках «МК» рассказали работающие с китайскими авто сервисмены.
Китайские автомобили прочно прописались этой осенью в лидерах российских продаж новых иномарок. Из 23 тысяч купленных в октябре этого года новых авто с «автоматами», по статистике «Автостата», топ-5 моделей именно китайские. Отличились три бренда, имеющие здесь в том или ином виде локализацию: Haval, Chery и Geely. Средняя цена – такая же, как год назад на народные «евромарки» и «корейцев»: от 1,7 млн. до 2,8 млн рублей.
Цены эти, правда, год назад считались «космосом» по сравнению с 2019 годом (и уж точно – если вспомнить цены десятилетней давности). Но что уж тут вспоминать, дешевле уже не будет. Итак, за эти деньги теперь у нас есть «китайцы». И не только за эти, но и дороже: на рынок входят новые бренды, которые с самого начала «затачиваются» под премиальную аудиторию. Цены – 10 млн рублей, скажем так, далеко не предел. Особенно если мы говорим об «электричках».
— В принципе, китайцы могут потянуть уже почти настоящий премиум, — рассуждает Илья Липман, инженер одного из московских сервисных центров, специализирующихся на китайских марках. – Времена пикапов Great Wall, которые сгнивали за два года эксплуатации, прошли. И конструкции подвесок, тормозов там уже не позапрошлого поколения, а вполне актуальные. Тем не менее, фамильные «косяки» вполне имеются.
Кузова китайских автомобилей по-прежнему подвержены коррозии несколько больше, чем японских, говорит Липман. Но если брать локализованные модели, то все зависит только от тщательности обработки. «В последние пару лет красить стали хорошо, — говорит сервисмен. – Пока остается проблема с качеством самого металла, оно не плохое, но неровное, как повезет. Некоторые машины уже вполне «живучие» даже по московским реагентам, некоторые показывают первые «рыжики» уже на третий сезон».
Хромированные детали, поступающие из Китая, представляют собой головную боль для гарантийщиков, подтвердил собеседник «МК». Виной тому – не слишком качественная гальваника, процесс упрощается ради удешевления.
Двигатели бензиновых «китайцев», как правило, восходят корнями к надежным классическим японским конструкциям, поэтому достаточно надежны, говорит Илья Липман. Их навесное оборудование – топливная аппаратура, шланги, система зажигания – и вовсе «глобальное»: поставщики компонентов те же самые, что для западных марок.
— Качество сборки ничуть не хуже, чем у локализованных ранее в России «корейцев», — говорит сервисмен.- За одним исключением: технология установки шумоизоляции и прокладки проводки бывает очень творческая. Кладут как бог на душу положат, не заботясь, где что перегибается, где есть опасность перетирания. Нет тщательности – такой, как была у «немцев», особенно раньше.
Что касается салона, интерьера и внутренних опций, эта сфера в китайском автопроме эволюционирует больше, чем какая-либо другая. По словам Ильи Липмана, в прошлое ушли откровенно неудобные сиденья и «игрушечные» легко отламывающиеся ручки с кнопками. Правда, и ощущения «настоящей иномарки», которое многим памятно по 1990-м и 2000-м, нет как нет.
— Ну что тут сказать, у нас время машин с «Алиэкспресса»: они должны хорошо выглядеть на фото, покупатель делает выбор, потом на ощупь видит, что все немножко не то, но уговаривает себя, что так и надо. Дерево – разумеется, не дерево, а полимер на основе древесного сырья. Кожа – аналогичным образом не натуральная. Откровенно неприятного на ощупь пластика уже нет, плохо переведенного меню мультимедийки тоже уже пару лет не попадалось. Нормальный такой современный предмет быта. Но не предмет культа.
Впрочем, заметим в скобках, культ личного автомобиля в нынешнем мире вообще признан нежелательным, почти как курение. Так что, может, оно и к лучшему.